|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
16.05.2024, 06:14 |
Фанерный рояль, или, как я спасал спектакль
С трепетным волнением вспоминаю наш драматический конца 60-х годов,
когда он переживал один из ярких периодов своего существования.
В театре тогда была сильная труппа и высокопрофессиональная режиссура,
ко¬торую возглавлял Нар. артист УзССР В. Ладыгин. Среди очередных
режиссеров особо выде¬лялся Д. Козловский, талантливый режиссер и актер
широкого диапазона.
Приглашенный в 1950 году вместе с женой, актрисой Т. Греминой,
Д.Коз¬ловский за сравнительно небольшой период поставил ряд
замечательных спектаклей, таких как: «Последняя жертва», «Машенька»,
«Коварство и любовь», «Под золотым орлом», в котором я дебютировал
14-летним подростком и др. Крупной удачей театра был спектакль
«Беспокойная старость» в постановке Д. Козловского, в котором
центральные роли удивительно тонко сыграли - сам Дмитрий Орестович
(Профессор Полежаев) и Татьяна Яковлевна Гремина (Мария Львовна, жена
профессора). Мне в этом спектакле была отведена весьма скромная роль
студента.
Несмотря на то, что пьеса была посвящена тревожным событиям 17-го года,
(а в ту пору ленинско-революционная тематика была довлеющей), спек¬такль
получился ярким, по-человечески трогательным, благодаря прекрас¬ному
актерскому дуэту. Особенно была запоминающей сцена дня рождения ученого.
Когда, бойкотировав профессора за то, что тот «продался боль¬шевикам»,
никто из друзей и коллег не пришел на торжество...
Просторная гостиная, посреди которой - накрыт большой обеденный стол.
Сбоку на переднем плане - старинный рояль с бронзовыми подсвеч¬никами,
за которым сидят супруги Полежаевы, накрытые большой шалью, и тихонько
играют в четыре руки сентиментальную пьесу Чайковского «Романс».
В комнате полумрак, лишь две горящие свечи освещают лица стари¬ков... Мария Львовна сбивается:
- Рука не слушается... очень озябла.
Полежаев встрепенулся, забрал ее руки в свои, поднес ко рту, старатель¬но греет своим дыханием.
- Вот сыграем до конца, и я пойду нарублю дров...
Вдруг комната начинает наполняться светом. Не подававшийся в квар¬тиры
ток зажег люстру, бра, настольную лампу... Глаза стариков засвети¬лись
блеском, радостью, надеждой...
Однажды, за два часа до начала спектакля выясняется, что заболела
пианистка, которая из-за кулис озвучивала сценический фанерный рояль, на
котором «играли» Полежаевы. Заменить было не кем, слишком поздно.
Аншлаг (все билеты проданы). Дмитрий Орестович в страшном ударе, ибо
придавал этой сцене с роялем важное значение. Что делать?.. И тут
вспомнили меня, играющего по слуху (нот я тогда еще не знал). Некоторые
слышали, как я подбирал эту пьесу... Предстою перед Козловским.
- Выручай, брат Витюша, спасай спектакль!.. В общем, в твоем рас¬поряжении чуть более часа, действуй!
Закрывают меня в кабинете с пианино и я приступаю к «спасению»
спектакля... Во время игры на спектакле мной овладел такой панический
мандраж, что иногда сбивался. После спектакля ко мне в гримерку
врывает¬ся Козловский (ну, думаю: пришел убивать) и стал душить меня в
объяти¬ях, приговаривая:
- Ай - да молодец! Спасибо, родной!
- Но ведь я же сбивался! - попытался я оправдаться. На что он пророкотал своим бархатные басом:
- А ты когда-нибудь пробовал играть окоченевшими от холода пальцами?..
То-то и оно! Так что: вот так, таким образом и играй впредь, пока
существует спектакль! - и крепко, по-отечески расцеловал меня.
С тех пор фанерный рояль в «Беспокойной старости» озвучивал я.
|
Категория: Из записных книжек | Добавил: Vitleon (05.11.2010)
|
Просмотров: 377
| Рейтинг: 5.0/1 |
|